Одиннадцатый выпуск авторского проекта «Служу Мельпомене!» посвящен актрисе театра Ирине Нольфиной. О творческом пути артистки, победах и сложностях, мечтах и главных ролях рассказывает директор театра, заслуженный работник культуры России Юрий Пояркин:
С Ириной Викторовной Нольфиной разговаривать всегда чрезвычайно интересно и увлекательно. Наше с ней тридцатилетнее знакомство всегда позитивно сказывалось при встречах и оставляло приятное ощущение. Но почему-то у меня до нее не доходили руки – писал почти обо всех наших актерах: людях разных, увлекательных, преданных, безгранично любящих театр. И вот настало время рассказать и поведать миру об этой актрисе…
Родилась Ирина Викторовна в Чите 15 февраля 1974 года. Она коренная читинка. Обучение проходила в школе№19, и все детство прошло тоже здесь, в районе стадиона СибВО, что на Кайдаловской. Ее родители познакомились в период учебы в Новосибирском электро-техническом институте. По профессии они инженеры-программисты – Кустовы Ольга Викторовна и Виктор Иванович. К сожалению, отец умер по болезни, когда Ирине было 2 года. Приемный отец Николай Владимирович был профессиональным летчиком. Когда ушел на пенсию, немного успел поработать в театре бутафором. В детстве Ирина была очень любопытной и не очень ловкой девчонкой. Места ее исследований были усеяны сломанными вещами и битой посудой. Поэтому помнит, что ежедневно стояла в углу, а иногда двоюродный брат, с которым жили как родные, просил взять его вину на себя (в отличие от нее шкодил он редко), говорил:"Иринка,тебе же все равно в углу стоять, скажи ,что и это ты сделала", и она благородно соглашалась. Стоя в углу, мечтала стать балериной (очень любила смотреть по телевизору оперу и балет). В детском саду мечтала стать воспитателем, очень уж нравились утренники. Любила слушать пластинки со сказками и танцевать, и петь возле зеркала от имени разных персонажей…
В разговоре затронули тему творчества в школьные годы. Ирина Викторовна не припомнит особое рвение к этому. Но почувствовала в себе интерес к чтению стихов. И случалось даже такое: когда предлагали почитать, она одна из первых выбегала и показывала на высшем уровне, по ее мнению, чтецкое мастерство. Периодически появлялась на школьной сцене, как-то стихийно, в старших классах писала смешные зарисовки про школу, тоже читала со сцены. Припоминает, что однажды в пионерском лагере «Чайка» ей досталась роль мачехи в «Золушке». После исполнения этой роли пользовалась бешенной популярностью у детей младших отрядов, они бегали за ней с утра до вечера и просили изобразить мачеху, и до того замучили ,что из лагеря она сбежала (уехала раньше времени).Так в 12 лет была привита от звездной болезни.
В школе №19 с 5 по 8 класс сидела за партой с детдомовскими мальчишками. Этот факт с детства учил состраданию, учил обдумывать свои слова и поступки. В школе играла с пацанами в футбол, стояла на воротах, отбивала мяч коленками (у парней это не получалось), и они смотрели на нее с восхищением и уважением. В детстве ходила в театр на новогодние спектакли, но представление у елки никогда не видела, раздвигать всех локтями и нахально лезть вперед не в ее характере. А один раз, наверное, лет в 6, к ней подошел Дед Мороз и подарил игрушку с ёлки. Это был цыпленок, которого она долго хранила и верила, что в драмтеатре самый настоящий Дед Мороз! Актрисой она стать не мечтала, но думала: «Вот если буду где-то выступать, сделаю так, чтобы все видели». И теперь, когда она работает у елки, всегда забирается повыше, чтобы дети из задних рядов тоже все увидели..
В 1991 году Ирина поступила в студию при Читинском драмтеатре, с одноклассницей Леной Ботаенковой. Набор в актерскую студию делал худрук театра Николай Березин. Учеба в студии была очень интересной и тяжелой одновременно. Творчеству всю неделю обучались в театре, в воскресенье играли спектакли (занимать молодежь стали с первых дней учебы), а в понедельник, когда в театре был выходной, в училище культуры изучали теоретические предметы. Студийное образование было идеальное для актеров.
Первая роль Ирины с текстом – попугай Коко в «Робинзоне Крузо», потом Вторник в «Белоснежке и семь гномов», Бьенка в «Сыщике», но в основном ее занимали как травести. Один раз после спектакля «Все в саду», где играла Роджера, услышала разговор двух зрителей. Один говорил, что Роджера играл парень, а другой утверждал, что актриса (она стояла не дыша и боялась к этим людям повернуться лицом). Сошлись на том, что сходят еще раз и купят программку.
В 21 год ей поручили роль Анфисы, 80-летней старушки в «Трех сестрах». На премьеру позвала маму. Перед спектаклем мама зашла в гримерку и, увидев дочь в костюме и в гриме, заплакала и сказала, что в жизни она такой ее не увидит. Первая женская главная роль случилась тоже в 21 год – Сюзанна в «Женитьбе Фигаро» Бомарше. В этот же год – 1995! – был спектакль «Вечер» и Герда в «Снежной Королеве». Очень любила спектакль «Две бабы Яги», где одновременно нужно было сыграть три образа: Дуню, Бабу Ягу и Елену Прекрасную.
Со своим мужем Алексеем Нольфиным познакомилась в 19 лет. В театре он с группой студентов из музучилища помогал в авральном порядке делать декорации к спектаклю «Бемби», а студенты первой березинской студии помогали им!
С 1995 по 1999 года проходила обучение в Улан-Удэнской академии, где были первоклассные педагоги Любовь Петровна Рябкова, Дарима Владимировна Халматова и другие, которые стали для них родными людьми. Дипломный спектакль – «Васса Железнова», Ирина сыграла Наталью.
Я уже говорил, что актеры – неугомонный народ. В 2000 году Ирина с семьей решила поменять образ жизни. Поехали в город Ачинск служить в МХАТе (маленьком хорошеньком Ачинском театре) .Очень хороший опыт становления в профессиональном плане. Когда приехали, актеры относились к ним настороженно, и зритель еще не знал. Но за несколько месяцев они доказали свой профессионализм и актерам, и зрителям. В Ачинске Ирине доверили роль Снегурочки, в танцах ставили в первую линию, там она была и танцующая, и поющая актриса. Самая большая роль сыгранная на Ачинской сцене – это Медея в «Медее» Людмилы Разумовской. Алексей получил в этом же спектакле роль Ясона (а еще был художником-постановщиком!). После спектакля женщины целовали руки и дарили цветы, а мужу, который, кстати в репертуаре был занят больше нее, поклонницы (старшеклассницы) писали любовные письма. Жаль, что в Чите подобного пока не происходило. Поработав совсем немного, они решили вернуться в родные стены Читинского театра, где все равно было теплее и уютнее. Сразу же по приезду в репертуар Ирины вошли спектакли «Тиль», «Декабристы», «Золушка».
В 32 года доверили роль девочки Софьи Зубрицкой в мюзикле А .Журбина «Новый учитель для дураков». Когда начали завивать волосы перед премьерой, вырвали первый седой – шутили, что нужно было дожить до седых волос, чтобы дали роль девочки. Спектакль был очень любим их семьей, ведь художником-постановщиком был Алексей Нольфин.
В ее творческой жизни актерские мечты отчасти сбылись – хотела сыграть Соню в «Дяде Ване», сыграла (даже бюст Пушкина получила за хорошо сыгранную роль). Хотела сыграть Катю в «Валентиновом дне» Ивана Вырыпаева – тоже сыграла, хотела сыграть Кабато в музыкальном спектакле «Ханума» – рада, что сыграла бабушку Ануш. А вообще за тридцать лет работы в театре в ее репертуаре порядка ста ролей. И еще – когда из Читы уехала народная артистка России Татьяна Березина, все ее роли стала играть Ирина Нольфина, и это не потому, что одного роста, а просто была достойна «народных» ролей!
Не знаю как, по какой стежке-дорожке пойдут дети – а их в семье Нольфиных трое – но на сцене по одной роли они уже сыграли: Николай был занят в «Тиле», Алексей в «Очень простой истории», а Марина в мелодраме «Пока она умирала». На сегодняшний день дети учатся: Николай в медакадемии, Леша на актерском отделении в училище культуры, а Марина ещё школьница.
Задаю вопрос: «А что не любите в театре, не может же быть, что все хорошо?» Отвечает: «В театре не люблю хамство (впрочем, как и везде) и случайных людей. И умею радоваться успехам коллег!»
Еще вопрос, почти напоследок: «Ваше кредо?». Ответ: «Если невозможно поменять ситуацию, надо поменять отношение к ней!»
Вот такой интересный разговор состоялся с заслуженной артисткой Забайкальского края Ириной Викторовной Нольфиной. Надеюсь, вы больше узнали об этой интересной актрисе, которая безгранично предана театру.
Фото: А.Декин, Г.Филиппович, С.Жарков