Девятый выпуск рубрики "Служу Мельпомене!" посвящен артисту театра Эдуарду Глушкову. Новые факты, интересные детали, секреты профессии и мечты молодого поколения забайкальской драмы раскрывает директор театра, заслуженный работник культуры России Юрий Пояркин.
Пожалуй, самая закрытая личность среди нашей творческой театральной молодежи, но при этом интересный характерный актер, который имеет свою точку зрения, свой взгляд на профессию и на межличностные отношения. Скромный, ответственный – порою незаметен и не привлекателен. А вот дисциплина, трудолюбие и отличное отношение к своему ремеслу делает его незаменимым и востребованным. Знакомьтесь - молодой артист нашего театра Эдуард Игоревич Глушков.
Родился он 17 февраля 1988 года в поселке Атамановка, что под Читой. Его мама Ирина Владимировна в то время была военнослужащей в одной из частей, которая базировалась в самой Чите. Отец рано ушел из жизни. В школу Эдуард пошел в Чите - учился в гимназии-интернате с музыкальным уклоном, которая находилась на улице Шилова. Во время учебы пел в хоре, был солистом: но не по зову сердца, а потому, что так надо было. Со средних классов он уже начал готовить себя к медицине. Тщательно изучал химию и биологию. Думал о профессии патологоанатома. Но поступить не удалось. В гимназии он прочитал объявление о наборе в институт театрального искусства им. М.Щепкина, указывалось, что обучение актерской студии будет проходить при областном драматическом театре. И он решил попробовать. Пошел без всякой надежды на удачу. Но судьба ему улыбнулась и он стал студентом упомянутого вуза.
Я помню всех студентов этого курса. Эдуард Глушков своему характеру не изменил. Это был самый скромный, сдержанный и закрытый студент. Вообще-то это не удивительно. История актерских судеб не всегда отличается изначальной преданностью творческой профессии…
Продолжая разговор о студенческих годах щепкинцев, скажу, что мне довелось проводить занятия с ними по общим дисциплинам. Они бойкие, неугомонные, шустрые молодые люди и поэтому, конечно же, Эдуард от них отличался. В разговоре о том времени он с удовольствием вспоминает тренинги, практические занятия. А еще то, что педагог по сценической речи заслуженная артистка России Валентина Федоровна Зуховицкая на первом этапе почему-то сильно невзлюбила скромного студента. По любому поводу пыталась его «задеть», высказать какие-то резкие замечания. И все время выдавала ему «неуд» - такая была нескладность у него с этим педагогом. Но по истечении времени все перевернулось – и студент Глушков стал одним из лучших в группе. Дальше – лучше. Валентина Федоровна везде ставила Эдуарда в пример. Честно говоря, мне Эдуард Игоревич признался, что если бы получилось иначе и он волею судьбы оказался бы за порогом института, то его «эго» не стало бы протестовать – чему быть…
О педагогах «щепки» вспоминает с уважением - педагог по речи Ольга Николаевна Бойцова, мастер курса Владимир Прохорович Селезнев. А строгость и настойчивость педагога по истории театра Веры Вениаминовны Баевой сейчас оценивает достойно, потому что знания, которые она давала, до сих пор вспоминаются, чему он и благодарен.
Как известно, все студенты-щепкинцы в период обучения уже стали познавать азы актерского мастерства, их стали занимать в спектаклях театра. Для Эдуарда Глушкова первой ролью стала роль жандарма в «Ревизоре», участие в массовых сценах в театральных постановках. Были и главные роли. На сцене театра до сих пор идет (уже около 15 лет) спектакль-мелодрама по пьесе В.Бочанова в постановке Николая Березина «Бинго». В этом спектакле он до сих пор играет роль подростка. Наверное, уже недолго ему играть в нем, в силу возраста…
В этот период запомнились спектакли «Сильвестр», «Биндюжник и король», «Новый учитель для дураков», «Пишите сумму прописью». Были, конечно, и гастроли с театром по регионам России. В общем, замечательное незабываемое время…
Еще будучи студентом с завистью наблюдал, как артист театра Юрий Волков работает в роли Хлестакова в «Ревизоре». «Столько текста, всегда на сцене – как это у него получается! Нет, я так не смогу», - думал Эдуард. А спустя несколько лет, когда Юрий Волков ушел из театра, его назначили как раз на роль Хлестакова. И всё то, о чем он думал, чего боялся, вдруг пришлось ему испытать. Вот такие жизненные сюрпризы. Надо сказать, что роль Хлестакова у него получилась, он отлично справился с поставленной задачей. Впрочем, как и со спектаклем «Портрет Дориана Грея», который достался ему после ухода артиста Никиты Калганова. Спрашиваю: «Наверное, сложно заменить актера, долго играющего эту роль, ведь ты же должен играть на голову выше?» Улыбаясь, отвечает: «Я стараюсь, чтобы так было».
Есть в списке Эдуарда Глушкова спектакли, которые в его репертуарном багаже занимают особое место. Большая интересная работа в спектакле «Я, моя бабушка, Илико и Илларион» по повести Н.Думбадзе, где он в роли молодого парня Зурико. Спектакль интересен своим содержанием, судьбой главного героя, от чьего лица и ведется повествование. Эдуард очень интересен в этой роли.
Еще одна работа – премьера спектакля намечена на март, хотя спектакль уже создан. Это постановка по произведению Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В роли Раскольникова – Эдуард Глушков. Зритель, думаю, по достоинству оценит и эту работу.
В нашем разговоре затрагиваю вопрос о том, что ценного он видит в своих современниках – известных актерах театра, есть ли любимые актеры. Ответ сух и однозначен: «Они, конечно, есть, которым я симпатизирую, но выделять кого-то не решусь».
Еще вопрос: «А самая любимая книга?». Ответ: «Американская трагедия» — роман американского писателя Теодора Драйзера. Сюжет основан на случае убийства в 1906 году Честером Джилеттом своей девушки Грейс. После выхода в 1925 году роман имел большой успех у читателей. Но и я не исключение. Мне роман очень понравился».
За такой достаточно продолжительный период работы в театре Эдуард Глушков имеет уважение коллег, считается искренним и честным человеком. В его репертуарном списке помимо названных ролей есть и множество других – в спектаклях «Авантюристки поневоле", ,"В поисках страны Нигде", "Джульетта. Метаморфозы любви", "На том стоим! ", "Предприятие "Мертвые души"", "Русский секрет", "Тартюф", "Тётушка из Бразилии", "Шут Балакирев", "Приключения Буратино, или Золотой ключик", "Лев Васька", "Маугли", "Огниво", "Чудеса на змеином болоте", "Девятый выпуск", "Оскар и Розовая дама", "Волшебная лампа Аладдина", "Письма к Дедушке Морозу".
А впереди, я уверен, у него еще много интересных, творческих работ.
В заключение нашей беседы задаю вопрос: «Твое жизненное кредо?». Ответ: «Готов на все ради того, чтобы чувствовать себя живым и неравнодушным».