В еженедельной рубрике "Забайкальский драматический в СМИ. Архив" сегодня, как и обещали, представляем публикацию о читинском спектаклей "Идиот". В 1969 году состоялась до нынешнего дня единственная постановка по роману Фёдора Достоевского на читинской сцене. Каким получился спектакль писали газеты того времени, почти полувековой давности.
Спектакль дожил в репертуаре театра до года празднования 150-летия со дня рождения писателя. А к 200-му дню рождения забайкальский драматический ставит спектакль "Преступление и наказание", в основе которого еще один известный роман Фёдора Достоевского.
"Идиот"
Извещение о том, что областной драматический театр принялся за постановку пьесы «Идиот» — сценической композиции по одноименному роману Ф. Достоевского, вызвало у любителей театрального искусства определенные опасения: справится ли коллектив театра с такой сложной творческой задачей?
Ф. Достоевский вошел в мировую литературу как писатель, страстно искавший ответы на острые вопросы, выдвинутые действительностью. Шла ломка старых общественных отношений, новый, буржуазный строй усиливал гнет денежного мешка, углубляя пропасть между кучкой богачей и массой бедноты, попирал человеческое достоинство обездоленных. Мир «маленького человека» с его страданиями, трагедия личности, вызванная социальным неравенством, стали основным содержанием творчества Достоевского. Раздвоение сознания человека, уходящего от невыносимых тягот жизни в духовное «подполье», углубление в психологию душевно изломанных людей, сложных характеров, острота положений, в какие автор ставил своих героев, определяют своеобразие его произведений. Все это в целом и составляет исключительную трудность сценического воплощения романов Достоевского.
Роман «Идиот» занимает несколько особое место в творчестве писателя. Здесь он ставил целью вывести образ, еще не возникавший на страницах его произведений. «Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь», — делился Достоевский своими замыслами в одном из писем. Идеалом писателя был мир, в котором правили бы не зло и насилие, а добро и терпимость.
В образ центральной фигуры романа—князя Мышкина— автор вложил свою мечту о людях, которые могли бы составить гармоничное общество. Мышкину присуща беспредельная доброта, прямолинейность, правдивость, абсолютная наивность в полных противоречий и жестокости житейских делах. Он умеет видеть в людях их лучшие качества, проникаться к ним доверием и уважением.
Но в том мире, где человек ценится не по его достоинствам, а по мере знатности и богатства, Мышкин с его обаянием нравственной чистоты терпит крушение. Он не только не дает счастья людям, к которым лежит его сердце, он становится причиной гибели Настасьи Филипповны, тяжких переживаний Аглаи. В том, что князю, страдающему эпилепсией, окружающие в минуту злости бросают в лицо— «Идиот!» — есть свой глубокий смысл. Действительно, нужно быть душевнобольным, чтобы в той среде, в какую Мышкин попадает, вернувшись из Швейцарии в Россию, сохранить веру в людскую добродетель.
В спектакле роль Мышкина поручена артисту Ю.Новохижину. Его исполнение отчетливо несет на себе печать большой, вдумчивой работы. Сразу же оговоримся — нужна дальнейшая работа, нужны поиски новых изобразительных средств, чтобы сценический образ получил свою завершенность. При всем том, главное, что привлекает к князю сердца людей, — его высокий нравственный облик, душевная мягкость, готовность жертвовать собой ради других – показано жизненно верно, убедительно.
По пути в Петербург Мышкин почти не отводит глаз от окна вагона, с интересом слушает и всматривается в попутчиков, и веришь, что после длительной болезни он словно заново видит мир и радостно его постигает. В первой встрече с генералом естественно раскрывается бесхитростность, полнейшее бескорыстие князя, побудившие не слишком тороватого Епанчина расщедриться. Зрителю понятно — Мышкин вместе к дочерьми генерала смеется над своим рассказом об осле не потому, что рассказ смешон, а потому, что его радует смех этих милых девушек.
И через все сложные отношения князя с Настасьей Филипповной красной нитью отчетливо проходит его великое сострадание к этой внутренне надломленной женщине, не любовь мужчины, а именно сопереживание с ее болью. Трагический финал пьесы воспринимается как закономерный итог заведомо бесплодных попыток Мышкина , залечить душевные раны Настасьи Филипповны.
Весьма серьезная работа над ролью видна и в том образе Настасьи Филипповны, какой создала заслуженная артистка РСФСР А.Федорова. В прошлом жертва похотливого помещика Тоцкого Настасья Филипповна мучительно ищет выхода из унизительного положения обеспеченной девушки. Будет ли таким выходом брак с Ганей Иволгиным, с подозрительной предупредительностью предлагаемый Тоцким и Епанчиным?
Нежданный приход Настасьи Филипповны В квартиру Иволгиных —- это решение жизненно важного вопроса. И оно дается в переходе от искреннего желания как-то сблизиться с родными Гани к гневному вызову, брошенному этой оскудневшей дворянской семье, для которой женитьба сына на «такой женщине» — позор. На большом накале чувств проведена VI картина. Настал час Настасьи Филипповны. В ее отказе от брака с Ганей и от денег, предложенных Тоцким, в обличении низости, мерзости Тоцкого звучат едкий сарказм, торжество мести за зло, причиненное ей. И тут же во внезапно вспыхнувшем чувстве к Мышкину раскрывается душевная чуткость, отзывчивость Настасьи Филипповны.
Артистка трактует ее любовь к князю не столько как страсть женщины, сколько как материнское чувство к этому человеку, детски беспомощному перед суровой реальностью жизни. Так последовательно развивается трагедия женщины, чья поруганная гордость не может найти удовлетворения ни в любви к Мышкину, ни в браке с купцом Рогожиным.
В Мышкине его непосредственность, близость к природе имеет своим началом высокий духовный строй. Непосредственность Рогожина идет от низменной животной натуры. Рогожин жуток в своей неукротимой страсти к Настасье Филипповне. Воображению читателей романа он представляется как человек богатырского склада и бурного, необузданного темперамента. От такого традиционного представления и идет артист И. Федюкин в роли Рогожина. Однако цельность образа нарушается: в одних эпизодах буйные порывы Рогожина действительно тревожны, в других - взрывная сила его страстей теряется. Видимо, артисту, исходя из своих чисто физических возможностей, следовало бы искать иного решения сценической задачи.
Рогожин утверждает, что Ганя Иволгин из жадности за три рубля поползет на Васильевский остров. Это не совсем так. Стяжательство, скопидомство Гани имеет куда более глубокие корни. Иволгин стремится взойти вверх по социальной лестнице, стать на одну ступеньку, а то и выше Тоцкого, Епанчина.
Для этого нужны деньги, и Ганя не брезгает никакими средствами, чтобы добыть их. Скрытой пружиной всего его поведения является непомерное самолюбие, тот «наполеоновский» вопрос, какой задают себе Раскольников («Преступление и наказание») и некоторые другие герои произведений Достоевского. В исполнении артиста А. Арнтгольца образ Гани обеднен, он предстает перед зрителями лишь как крикливый домашний деспот, почтительный секретарь генерала. Таким образом, обморок Иволгина в шестой картине остается совершенно немотивированным.
Выведенный в романе образ умной, гордой, решительной девушки Аглаи в сценической композиции Г. Товстоногова многое потерял. Становится загадкой — когда, как возникла любовь Аглаи к Мышкину, в какой момент разгадала это чувство Настасья Филипповна. В спектакле этот пробел нельзя было восполнить. В значительной мере поэтому Аглая в исполнении артистки А. Мининой оказалась более рассудочной, чем эмоциональной, в ее чувстве не ощущается тот накал, какой мог как-то всколыхнуть Мышкина. В конечном счете коллизия в треугольнике Аглая — Мышкин —- Настасья Филипповна до конца не прояснена.
В основном верно очерченные фигуры Тоцкого и Епанчина выиграли бы, приобрели бы несколько большую социальную заостренность, если бы артисты Б.Нигоф и И.Кузин внесли в исполнение скромную дозу сатирической направленности, даже гротеска.
Колоритен Р.Аббясов в роли захребетника, проныры и в общем продажной душонки Лебедева.
Правдивы артист В.Потапов в роли циничного Фердыщенко, артистка Т. Данилова, исполняющая роль недалекой и подобно наседке хлопотливой Елизаветы Прокофьевны.
Итак, опасения любителей театра не сбылись. Постановщик режиссер В.Маринин бережно подошел к великому литературному наследию, нашел верный путь к воспроизведению на сцене характеров, среды, эпохи, в какой жили, действовали герои романа Ф. Достоевского.
Автор: Д.Пресс
Редактор: А. М. ПУЗАНОВ
Источник: газета «Забайкальский рабочий», 1969 год.