Министерство культуры Забайкальского края

Купить билет Купить билет на оперетту "Сильва" Купить билет на оперетту "Сказки Венского леса"

Драматический театр Забайкальского края
 
 

«Театр как погранзастава»

16 ноября 1939 года открылся первый сезон Читинского областного драматического театра, который начал свою историю с гастролей Куйбышевского театра имени ХХ-летия ВЛКСМ.

За долгую 80-летнюю историю театр дарил забайкальским ценителям искусства яркие эмоции, впечатления, помогал находить ответы на серьезные жизненные вопросы.


Поиск творческой свободы привёл в Читу

В преддверии знаковой в культурной жизни региона даты мы решили вспомнить о людях, которые вершили историю краевого драмтеатра. Беседа о выдающихся актерах, режиссерах, художниках и, конечно, о том, чем живет драмтеатр сейчас, состоялась в стенах редакции газеты «Забайкальский рабочий». Гостями издания стали директор театра Юрий Пояркин, заслуженные артисты России Алексей Заинчковский и Екатерина Рябова, руководитель литературно-драматургической части театра Ксения Раздобреева.

— Мы хотели бы посвятить нашу беседу актерам «первого призыва», которые стояли у истоков нашего театра в 40-е годы минувшего века. Мы давно не затрагивали эту тему, но в этот юбилейный год мы съездили с гастролями в Сызрань и Самару, откуда к нам в 1939 году и приехала труппа, давшая начало стационарному театру в Чите, — отметил Юрий Пояркин. — Надо сказать, что артисты, которые приехали к нам тогда, начинали, как самодеятельные, но в последствии они окончили школу актерского мастерства. Читинцы тогда показали себя грамотными театралами — раскритиковали декорации и работу артистов, сказав, как писал в своей книге архивариус театра Артур Пегов, что актеры не играют, а просто ходят и говорят текст.


Как напомнил Юрий Пояркин, читинцы в какой-то степени были искушенными зрителями. Ведь в столице области, по нынешней улице Бутина, располагалось замечательное здание театра, зал которого вмещал 1100 человек. Оно было востребовано у гастролеров, которые приезжали в город на один-два месяца. Но вот своей профессиональной труппы в Чите в то время не было. По словам директора драмтеатра, публикации областных газеты были полны сокрушений по поводу того, что собственные театры открывают очередной сезон в Улан-Удэ и Иркутске, а Чита по-прежнему отстает. И вот в 1939 году именно газета «Забайкальский рабочий» проинформировала о том, что в ноябре откроется первый сезон Читинского областного театра. Выпала эта миссия 15 артистам, оркестру. Директором молодого творческого учреждения стал Н.И. Балашов, главным режиссером — Е.Н.Белов.

— У Куйбышевского театра довольно непростая история. Он начал свою работу в начале 1920-х годов в качестве драматического кружка Куйбышевского завода имени Масленникова. За десять лет театр поставил 35 пьес. Евгению Николаевичу Белову, как человеку, который всегда стремился к творческой свободе, не хватало воздуха в Самаре, он искал для себя и своего коллектива новые пространства, — подчеркнула Ксения Раздобреева. — В поисках этой свободы труппа Самарского театра в 1935 году отправилась с гастролями в Москву. Артисты учились у выдающихся мастеров сцены Бориса Щукина, Алисы Коонен и других, поставили там полюбившийся куйбышевским зрителям спектакль «Аристократы», которым позже открывался первый сезон в Чите. Белов на протяжении многих лет искал место, где он мог бы свободно творить. Именно в Чите желание зрителей и режиссера совпали — публика получила стационарный театр, а Евгений Белов — свободу творчества.

Также руководитель литературно-драматической части театра добавила, что, завершив первый сезон 1939-1940 годов, труппа отправилась на первые гастроли в Хабаровск. Символично, что в юбилейном 2019 году артисты драмтеатра вновь побывали в Хабаровске с гастролями... Евгений Белов, отработав всего один театральный сезон, покинул Читу, но уверенный старт большому и хорошему делу уже был дан.


Они вершили историю

Невозможно переоценить роль Читинского драмтеатра в годы Великой Отечественной войны. Артисты театра поддерживали дух горожан и даже помогали армии финансами и теплыми вещами.

— Долгожителем читинской сцены можно назвать актера Сергея Ивановича Пономарева. После работы в Чите он долгие годы служил Мельпомене в Самаре, где был любимцем публики. В Самарском театре на двери одной из гримерных установлена табличка в память об артисте, — рассказал Юрий Пояркин.

По словам Алексея Заинчковского, личность Сергея Ивановича была поистине уникальной. Ему прекрасно удавалось совмещать работу директора театра с призванием актера. «Он по-настоящему горел своим делом. В те трудные военные годы Сергею Ивановичу как-то удавалось добывать артистам талоны на питание. Я уж не говорю о главной работе — выпуске спектаклей, тут он прилагал все усилия, — поделился Алексей Владимирович. — Читинская журналистка Ада Леонидовна Забелина посвятила артисту целую главу в своей книге о театре «Жить надо талантливо».

С труппой куйбышевского театра в 1939 году приехал в Читу замечательный актер Натан Овсеевич Ушаков. В годы войны он ушел на фронт, затем вернулся в Куйбышев, где долгое время работал в академической драме, а затем — в Самарском театре юного зрителя.

— За 80-летнюю историю театра в нем работали очень интересные люди. Играл на нашей сцене даже известный писатель Илья Лавров, — отметила Екатерина Рябова.


Вписаны в историю театра имена режиссеров В.В. Бухарина, А.Я. Славутского, Е. Ю. Золотарева. Как уточнила Ксения Раздобреева, примечателен тот факт, что главные режиссеры обычно работали в Чите не более пяти лет. Такова была особенность театральной жизни — не принято было постоянно находиться на одном месте. Но в 1990 году все изменилось — в театр пришел человек-эпоха Николай Березин. Этому предшествовали трагические события — гибель главного режиссера Ефима Юрьевича Золотарева.

— После ухода из жизни Ефима Юрьевича приехавшая за ним в Читу плеяда актеров покинула театр. Труппа сократилась почти наполовину, разумеется, некоторые спектакли «вылетели» из репертуара. Начинать новый театральный сезон нам было нечем, — вспоминает Екатерина Рябова. — Пришедший в качестве главного режиссера Николай Березин сразу взялся за постановку двух спектаклей. Театральный сезон мы открыли очень поздно — в декабре — сказочной красивой постановкой «Король-олень».

Выпускник ВТУ имени Щукина Николай Березин к тому моменту уже успел поработать в Ленинграде и Уфе. В Читу он приехал «на пару лет», но остался на 21 год.

— Очень рад, что мне довольно продолжительный период довелось работать вместе с Николаем Алексеевичем. Это был удивительный человек, не знавший отдыха, не признающий отпусков. Называя нас «мои актеры», он вкладывал в это выражение глубокий смысл — старался быть причастным к жизни каждого из нас. Порою ты только идешь по улице, подходишь к театру, а он уже видит, в каком ты настроении, — рассказал Алексей Заинчковский.

По словам Юрия Пояркина, все постановки Алексея Березина были беспроигрышными и восторженно воспринимались публикой. Творческий потенциал режиссера был огромным — за год театр готовил по 7-8 премьерных спектаклей.


Главная особенность — душевность

Как отметил Юрий Иванович, сегодня театр не сбавляет оборотов, даря зрителям в год по пять-шесть премьер. Не останавливает творческий процесс даже долгожданный капитальный ремонт. Репетиции проводятся в зале Забайкальского института предпринимательства, а спектакли идут на сценах краевого Дома офицеров, театра национальных культур «Забайкальские узоры», Забайкальской краевой филармонии им. О.Л. Лундстрема.

На вопрос журналистов о том, что отличает Забайкальский драмтеатр от других российских театров, гости редакции ответили однозначно — душевность и сплоченность коллектива.

— Для меня наш театр как погранзастава. Как на границе и рядовые, и высшие военные чины сидят за одним столом, так и у нас нет иерархии, — пояснил Алексей Заинчковский. — Когда в 1992 году я приехал служить в Оренбургский театр, то сразу заметил, что там нет такой крепкой команды. Даже в общем зале существовало разделение по местам — сначала сидит руководство театра, затем (по порядку) — народные и заслуженные артисты, недавно пополнившие труппу актеры, молодежь, обслуживающий персонал. У нас все иначе. Например, в Сызрани нужно было разгрузить фуру, мы все дружно взялись за это.


Екатерина Рябова вспомнила еще один показательный пример: «В прошлом году, когда мы были на гастролях в Калининграде, не успела подойти фура с декорациями и костюмами. Мы благодарны руководству и сотрудникам Калининградского областного драматического театра за то, что они предоставили нам право воспользоваться их декорациями и костюмами. Практически весь день всей труппой мы подбирали то, что нужно, хотя новый для нас неизведанный город манил соблазнами».

Напомним, что своих друзей — преданных поклонников театрального искусства — артисты ждут на театрализованное представление «Нам 80!» 15 ноября в Доме офицеров в 18.00.

Позади у театра бесценные исторические вехи, впереди — новые постановки, а значит, новая эпоха на преображенной сцене в капитально отремонтированном здании, осталось только терпеливо пережить напряженный период реконструкции.

 

Источник: "Забайкальский рабочий" (сайт 13 ноября 2019 г.)

Автор: Юлия Болтаевская

Фото: А.Калашников

 

Добавить комментарий