На доме по улице Чайковского, 4 на минувшей неделе торжественно открыли мемориальную доску в память жившего здесь Народного артиста РСФСР Ивана Кузина (1917-1986). Авторами доски, созданной по инициативе работников театра, стали художники театра Артём Декин и Юрий Белюсев. Это событие напомнило читинцам имя давно ушедшего актёра, а меня подтолкнуло ещё и поднять семейный фотоархив.
Почти 40 лет – родному театру
На митинг в честь открытия собрались актёры краевого драматического театра, друзья, коллеги и поклонники творчества Ивана Борисовича. О значении творчества артиста для современной публики рассказала министр культуры края Елена Михайлова.
Имя артиста Кузина мало что скажет сегодняшнему зрителю. Однако поклонники театрального искусства и просто любознательные читатели обязательно встретят его имя на страницах книги кандидата культурологии, театроведа Веры Баевой «Забайкальский театр: история и современность», у краеведа Артура Пегова «100 лет читинским театральным сезонам» и в радиопередачах директора театра Юрия Пояркина.
Иван Кузин прослужил в Читинском областном драматическом театре почти 40 лет – с 1949 по 1986 годы. Сыграл более 150 ролей: Колосов («Любовь Яровая» К.А. Тренева), Курочкин («Свадьба с приданым» Н.М. Дьяконова), Дюжиков («Вас вызывает Таймыр» К.Ф. Исаева и А.А. Галича), Бадмаев («Товарищи офицеры» С. Табачникова), Ванюшин («Дети Ванюшина» С.А. Найденова), Большов («Банкрот» А.Н. Островского), Вожеватов («Бесприданница» А.Н. Островского) и др.
Он был «ровесником социалистической революции», как писали в советское время и, придя в театр, играл именно «социальных героев», героев своего времени: парторгов, передовиков, стахановцев, революционных матросов, студентов... Актёрская судьба предоставит ему, провинциальному артисту, одну замечательную возможность. Находясь в творческой командировке в Москве в 1959 году, он будет приглашён режиссёром А.Г. Ивановым для участия в съёмках шолоховской «Поднятой целины». И Иван Борисович прекрасно сыграет роль секретаря райкома Нестеренко, вложив в него и собственные черты характера, и драматические краски.
Но прежде будет в его жизни война, из которой он выйдет победителем, сохранив на всю жизнь веру и уважение к любимой Родине...
Иван Борисович просто не представлял себе жизни без актёрской профессии. Ещё в школе с увлечением разыгрывал с друзьями отдельные сцены и целые пьесы перед одноклассниками. Потом в его жизни появится драматический коллектив в Доме шахтёров, позже – в Доме культуры шахты №57, а в 1935 году – театральное училище в Новосибирске. С 1949 года начнётся читинский период жизни. Артист Кузин будет всегда уделять внимание общественной работе, активно участвовать в творческих встречах, записывать радиоспектакли, сниматься в кино. В 1977 году Ивану Борисовичу присвоят почётное звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1985 г. он первым из читинцев получит звание Народного артиста РСФСР.
И будет в его жизни любимая женщина – актриса, партнёр по сцене и жизни – заслуженная артистка РСФСР Мария Дёгтева. Они познакомятся на читинской сцене и долгие годы будут играть вместе более чем в 60 пьесах.
Загляните в семейный альбом
Вернувшись домой с открытия мемориальной доски, я разыскала в своём архиве старую открытку. На ней молодой человек в костюме и галстуке, а под основным изображением – три фото его же, но в разных одеяниях. Так был запечатлён молодой артист Иван Кузин, уже сыгравший в «Малиновой роще», в «Любови Яровой». А есть в «театральной коллекции» ещё Антонина Крупнова и Анатолий Агафонов, И. Белецкий и И. Моргуленко. Мне эти фотооткрытки достались от мамы и особнячком лежали в альбоме.
Фотографии советских артистов я собирала с детства. Тогда было модно и престижно что-нибудь коллекционировать, и моим детским увлечением стала филокартия. Среди массы почтовых отправлений именно «артисты» были самыми важными.
Интерес к старым читинским открыткам поддерживался и тем, что в мамином альбоме хранилась фотография моей тётушки, выполненная как будто она – актриса, с лёгким наклоном головы и сказочной недосказанностью. Однако моя замечательная тётушка Галина всю жизнь жила в деревне, работала почтальоном на Курорте Кука и к театру не имела никакого отношения.
Спустя годы в поле моих поисков попал забайкальский фотограф Николай Одинцов. Его краткую биографию в своё время составил краевед Георгий Поломошнов. Но освещённые им факты не объясняли мне нескольких десятков собранных по альбомам родственников профессиональных фотографий. Замечательные молодые лица сестёр Казакевич улыбались на них голливудской улыбкой, в лёгком соблазнительном развороте и в скромных нарядах выглядевшие по-королевски. Автором этих фотографий был Николай Одинцов.
Поиски помогли установить, что у Николая Георгиевича, ещё мальчишкой учившегося у знаменитого в Чите фотографа В.Н. Коновалова, в советское время была студия «Электро-фото «Динамо», одно время существовавшая при Читинском драматическом театре. Именно в ней практически 70 лет назад он сделал несколько десятков фотооткрыток, посвящённых артистам, в том числе Ивану Кузину. В 1940-е годы эти изделия продавались в Чите. А мой дед Пётр Викентьевич работал в обществе «Динамо» бухгалтером.
В разные годы фотографии Одинцова печатали читинские газеты, а в 1950-е он был фотографом на курорте Кука, где, вероятно, и познакомился с моей тётей, ставшей ретушёром у него в фотолаборатории. Как память этих лет появились в нашей семье альбомы в бархатных обложках, содержащие десятки фото «актрис» – моих тётушек.
Уверена, что во многих читинских семьях можно встретить памятные снимки, на которых стоят фиолетовые штампики «Электро-фото «Динамо», «Курорт Кука. Фото «Динамо». А может, и те самые открытки с лицами забайкальских артистов. Загляните, друзья, в свои семейные архивы, откликнитесь, ведь это наша общая память!
Елена Иманакова
"Читинское обозрение" №14 от 4 апреля 2018 г.