Забайкальский драмтеатр в начале 90-х переживал не лучшие времена. Всеобщая разруха, безденежье, культурный и духовный упадок подкреплялись внутренней нестабильностью. После гибели главного режиссера многие приглашенные артисты разъехались кто куда. Учреждение оставалось на волоске от отчаяния, в руках нескольких коренных работников и буквально с пятью спектаклями в репертуаре. В это непростое время на мрачном небосклоне забайкальского театра появляется новый лучик света в лице выпускника высшего театрального Щукинского училища города Москвы. Этот человек не только спас наш театр от неминуемого падения, но и всю оставшуюся жизнь посвятил тому, чтобы прославлять его по стране и за рубежом. Он — отец для забайкальских артистов, яркая вспышка в истории театрального искусства, его именем будет назван Забайкальский драмтеатр. Он — Николай Березин.
По первому звонку
В 1990 году многообещающий режиссер Николай Березин, уже имевший опыт работы в театрах Ленинграда и Уфы, находился в поисках полной профессиональной самостоятельности. Весьма непросто было искать ее в больших городах, поэтому молодой человек решил, что примет любое предложение о новой работе по первому звонку. Этот звонок был из Читы.
— Я уже работал в драматическом театре, когда Николай Алексеевич приехал, — вспоминает сегодня директор учреждения Юрий Пояркин. — Это был молодой парень 34 лет. Мы были рады любому раскладу, потому что ситуация, в которой находился театр в 1990 году, оставляла желать лучшего.
Столкнувшись со сложной обстановкой, москвич не растерялся. Он приостановил театральный сезон и при училище культуры стал набирать молодых артистов на свой курс (1992 и 1998 годы). Позже, при финансовом содействии тогдашнего губернатора Равиля Гениатулина заключил договор с театральным институтом имени Щепкина, откуда в Забайкалье приезжали преподаватели и обучали наших студентов. После экзаменов эти выпускники получили московские дипломы, из-за чего их до сих пор называют «щепкинцами».
Березин был мудрым руководителем и делал ставку на местные кадры, которые в случае чего не покинут родину. Кроме того, в Забайкальском крае действительно много талантливых людей, у которых не всегда есть возможность учиться в другом месте.
Что до самого Николая Алексеевича, то он полюбил этот далекий край, его людей и свой новый сплоченный коллектив. В нем же московский режиссер встретил свою любовь — актрису Татьяну Борисовну Смирнову и, женившись, окончательно закрепился здесь.
Главное — духовное наследие
У Николая Березина был особый взгляд на театр. Являясь приверженцем классического подхода, молодой режиссер все же имел собственное видение на любую постановку. Главным показателем выступали зрительские эмоции. Театр должен был трогать. В этом деле особенно сказываются отношения артиста и режиссера. Николай Алексеевич позволял актерам проявлять инициативу в работе над ролью, но в то же время направлял общий процесс в необходимое ему русло.
Мужчина всегда очень трепетно относился к артистам и старался подбирать наиболее подходящие им роли. «Поручением человека можно возвысить, а можно добить», — это правило Николай Алексеевич знал очень хорошо. А потому, чтобы лучше понимать свой актерский состав, да и просто по своей человеческой открытости и неравнодушию режиссер часто приглашал коллег поговорить по душам об их проблемах. А проблемы у творческих людей есть всегда.
Своих ребят руководитель никогда не считал штатной единицей или простыми исполнителями. Все были личностями, к каждой из которых нужен индивидуальный подход. Недаром в 2000 году Березин также был депутатом городской Думы, помогая в том числе в решении проблем театра и артистов.
— Это был наш папа, который заботился обо всех актерах и очень много для нас делал, — рассказывает ведущая актриса Забайкальского драматического театра Светлана Алферова. — Человек, который жил своим делом. Сейчас костяк театра — это актеры, которых создал Николай Березин. И мы стараемся хранить его традиции, оберегать тот самый березинский театр.
Традиции эти разные. Но самое главное духовное наследие Николая Алексеевича — это теплые, почти семейные отношения между всеми работниками театра, их взаимопомощь, выручка и поддержка. Артисты называют это «театром-домом» или «театром-семьей».
На пике славы
С 2000 года Забайкальский драматический театр стал ежегодно выезжать на большие гастроли, в которых участвовал почти весь коллектив, со всеми декорациями и реквизитом. Было важно показывать спектакли в их первозданном виде. Николай Алексеевич принимал в этих поездках самое активное участие, работая и за сценой, и на сцене. Не секрет, что иногда он сам играл центральные роли, например, в спектаклях «Бинго» или «Утиная охота».
Зачастую гастроли театра становились настоящим событием для тех мест, куда он приезжал. К слову, карта разъездов была широкая — порядка 20 городов России и зарубежья. Часто в путешествиях рождались обменные гастроли с другими театрами. Иные коллеги удивлялись: «Мы десятилетиями не выезжали никуда за пределы родного края, а вы каждый год, да еще и с таким набором регионов».
При Березине забайкальские актеры впервые попробовали себя в мюзиклах, таких как «Алые паруса» или «Новый учитель для дураков». Режиссер горел идеей о том, чтобы в афише можно было найти всё: и драму, и философские постановки, и комедии. Не исключением были и сказки, премьеры которых всегда очень ждали дети. Театр становился все более востребованным, а солнечный, общительный и притягательный Николай Березин собирал вокруг себя и своего детища всю забайкальскую творческую среду: артистов, журналистов, писателей и даже спортсменов. Забайкальский драмтеатр гремел.
— Совсем недавно в столичной газете «Культура» о нас была серьезная и большая публикация. Театр принимает так много приглашений, что от некоторых по финансовым причинам приходится отказываться, — об этом в одном из интервью журналу «Культура Забайкалья» рассказывал сам Николай Березин в 2007 году.
Когда родитель покидает дом
В общей сложности за 20 лет своей работы Николай Березин поставил более 50 спектаклей. Он стал для театра лидером. Многие уже тогда говорили: «Березинский театр», «Мы березинские артисты». Среди прочих художественных руководителей, которые менялись как перчатки, он отличался душевностью в работе и вниманием к подопечным. Наверное, поэтому его всегда слышали, слушали и безоговорочно следовали любой его творческой идее.
Когда в 2011 году Николая Березина не стало, театр многое потерял. И потерялся…
— Мы были вместе в тот трагический день на гастролях в Иркутске, — рассказывает заслуженный артист России Алексей Заинчковский. — Я помню, как он прилетел чуть позже, как сидел за кулисами. Я спросил его: «Николай Алексеевич, что же вы в гостиницу не идете?» Видно было, что человеку плохо. «Да, сейчас, Леша, пойду», — отвечал. В ту ночь он ушел из жизни…
Театр очень тяжело переживал уход своего отца и до сих пор переживает, потому что все еще не нашел художественного руководителя. Второго такого уже не будет. О нем помнят не только артисты, но и другие творческие люди, что окружали его в тот славный период.
— В первое время у всех было такое настроение, будто какой-то стержень вынули изнутри, — вспоминает директор ГТРК «Чита» Игорь Кунгуров, который сопровождал труппу во всех ее гастролях. — Но есть люди, которые оставляют после себя большое наследие, яркий след в истории. И если смотреть на историю нашего театра, то Николай Алексеевич в ней — самая большая глыба. Он любил свой театр, своих артистов, любил этот город и этот край. Очень жаль, что так рано его не стало.
Недавно театральный коллектив принял единогласное решение увековечить память о своем художественном руководителе и присвоить Забайкальскому драмтеатру имя Николая Березина. Но главная память хранится в живом. Живы спектакли, поставленные Березиным. Живы его современники. Жив театр-дом, где новые поколения артистов будут воспитываться в особых традициях, заложенных когдато большим отцом забайкальского театра.
Фоторепортаж можно посмотреть здесь.
Автор: Екатерина Еременко.
Фоторепортаж: Евгений Епанчинцев