Министерство культуры Забайкальского края

Купить билет

Драматический театр Забайкальского края
 
 

Вечер памяти Владимира Высоцкого: куда приводят иллюзии?

Вечер памяти Владимира Высоцкого: куда приводят иллюзии? Фото А.Калашникова

Как отмечают некоторые наши собеседники, близкие к театральным кругам, творчество Владимира Высоцкого — всегда беспроигрышный материал для режиссеров, исполнителей и артистов. В очередной раз это доказал аншлаг, с которым спектакль «Девочки любили иностранцев»  прошел на сцене драмтеатра 24 января.

Спектакль побил серьезный рекорд — его поставили за пять дней, для артистов и режиссеров состоялось только пять репетиций. Решились на такой ответственный шаг автор пьесы по мотивам «Романа…» профессор Читинской государственной медицинской академии, почетный гражданин Читы Борис Кузник и режиссеры спектакля Алексей Тебеньков и Аюр Доржиев. По словам Бориса Ильича, работа над постановкой проходила в гармоничной атмосфере, несмотря на сжатые сроки.

— Работать с молодыми режиссерами было невероятно легко, — поделился Борис Кузник с журналистами. — Мы понимали друг друга с полуслова. Главное — ни с чьей стороны не было амбиций: если я говорил, что в то время такого не могло быть или одевались не так, это воспринималось моментально. Это была дружественная и приятная работа.

Что касается актеров, то они невероятно талантливы. Я явственно ощущал, с какой заинтересованностью и любовью они работали над ролями. Просто удивительно — поставить спектакль за пять репетиций! Я благодарен всем, кто принимал в этом участие!

Не скрывая своего волнения, Борис Ильич не стал предполагать, какой будет реакция публики на постановку…

На сцене перед зрителями предстали приметы 70-х годов минувшего века, оставшихся в истории под названием эпохи застоя: бедность, рост преступности и проституции, обретающие популярность «приблатненные» песни, отчаяние и потерянность. Но даже в такое непростое время люди не теряли способности безумно любить и творить, хоть и в том, и в другом стало меньше возвышенности, а больше горькой, а порою и откровенно грубой жизненной правды.

«Девочки любили иностранцев», — с этой фразы начинается произведение Владимира Высоцкого, эта фраза звучит рефреном в постановке по пьесе Бориса Кузника. Почему именно те самые советские девочки, у которых за плечами пионерское детство? Наверное, оттого, что неизведанное всегда притягивает, а также потому, что с иностранцами связывали надежды на лучшую жизнь, вдали от неуютных московских двориков и коммуналок. Такими мечтами жила и героиня спектакля Тамара Полуэктова (арт. Анна Халецкая), которой была хорошо известна дорога в отели, где останавливались иностранцы. Но этот путь пустых иллюзий ни к чему не привел: девушка, выросшая в семье горького пьяницы Максима Григорьевича (з.а. РФ Алексей Заинчковский), так и осталась связанной узами болезненной любви с мужчинами, которым была близка совсем другая романтика. В юности это первая любовь Тамары «фантазер и уголовник» Николай Святенко по кличке Коллега (арт. Евгений Нимаев), позже — актер на Таганке Александр Кулешов (арт. Алексей Карташов) — легендарная фигура в тюремных кругах: «он якобы где-то сидит... или даже убили его». Высказываясь о произведении Высоцкого, критики говорили о том, что прообразом Кулешова отчасти был сам автор. В постановке Бориса Кузника тоже есть моменты, которые намекают на это, когда Максим Григорьевич и Тамара сидят в зрительном зале, а со сцены звучит монолог Хлопуши из поэмы Сергея Есенина «Пугачёв» в исполнении Владимира Высоцкого.

Конечно, о сходстве героя пьесы и героя вечера памяти говорят песни. На мой взгляд, именно их зрители и ждали больше всего и каждую — исполненную Евгением Нимаевым и Алексеем Карташовым, — награждали аплодисментами. Роль песен в спектакле трудно переоценить — они раскрывают в героях то, что не лежит на поверхности, а сокрыто в их внутреннем мире. Наверняка зрители уловили «родственность» Тамары и Нинки — героини песни «Наводчица».

Важно отметить, что в спектакле немало надрывных моментов, когда сердце замирает от ощущения всепоглощающей трагичности. На мой взгляд, воплощением этой самой трагичности в спектакле является образ отца Томы, талантливо представленный Алексеем Заинчковским. Этот герой, непомерно жестокий из-за собственного отчаяния, не вызывает жалости, но в то же время не испытываешь к нему и презрения. Его можно охарактеризовать знаменитой булгаковской фразой: «злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые».

Есть в спектакле герой, который разряжает напряженную обстановку, — друг Коллеги Лёнька СопЕля. Артист Алексей Плетнев органично смотрелся в роли вора-карманника, легко изображая блатную походку и манеру речи персонажа.

Отдельное слово стоит сказать о декорациях. Всю обстановку на сцене формировали деревянные ящики, складываясь то в диван интеротеля, то в театральный зал, то в стену тюремной камеры. В спектакле этот простой бытовой предмет передает множество значений, издревле свойственных данному символу: разрушительное и созидательное, сохранение тайного и ценного, скрытая опасность, заключение.

Не возьмусь предполагать, в чем глубинная идея произведения Владимира Высоцкого, поскольку оно не окончено, но пьеса Бориса Кузника — о большой любви, в которую люди бросаются как в омут, независимо от экономических кризисов, исторических переломов, жизненной неустроенности. Это не та возвышенная любовь, воспетая поэтами Золотого века, но любовь земная, реальная — опасная, опустошающая, губящая.

После спектакля, поднявшись на сцену, Борис Кузник поблагодарил артистов и зрителей и… попросил прощения у Владимира Высоцкого за то, что «взял на себя смелость закончить его «Роман о девочках». Что ж, наверное, если зрители приняли, то и Владимир Семёнович простит…

Читать в источнике: "Забайкальский рабочий"

Автор: Юлия Болтаевская "Забайкальский рабочий" (26 января 2017)

Добавить комментарий