История

музей Приказ директора Зимний театр Читы 1961 год. Облдрамтеатр 1967 год. Строительство драмтеатра 1970 год. Театральная площадь Афиши. 1971 год 1971 год

Читинский областной драматический театр своими корнями уходит в 20-е годы прошлого века. Самарский Театр Рабочей молодежи (ТРАМ), позднее существовавший как Куйбышевский театр им. ХХ-летия ВЛКСМ, в 1939 году приехал на гастроли в Читу и остался работать в нашем городе.

16 ноября 1939 года театр открыл первый сезон. Труппа – 15 артистов. Директор – Н.И.Балашов, главный режиссер Е.Н.Белов. Театр расположился в здании, построенном в 1911 году по проекту Федора Пономарева: зал на 1100 мест, партер, ложи, балкон с отдельным гардеробом и буфетом. Да и сцена была неплохой – площадью 400м2, с поворотным кругом и оркестровой ямой. «Новый дом» обживался, появлялись архитектурные украшения, но главной достопримечательностью много лет оставалась великолепная хрустальная люстра.

В материалах личного архива А.Н.Пегова сохранились записи о начале работы стационарного театра в Чите: «Сегодня, то есть 16 ноября 1939 года, спектаклем по пьесе Н.Ф.Погодина «Аристократы» открывает свой первый сезон Читинский областной драматический театр. Главный режиссер Е.Н.Белов сказал: «Наш театр – Куйбышевский театр драмы им. ХХ-летия Ленинско-Сталинского комсомола работает с 1929 года. Он вырос из драматического кружка Куйбышевского завода им.Масленникова. За 10 лет поставил 35 пьес. В 1935 и 1936гг. театр в полном составе гастролировал в Москве. Там учились у таких больших мастеров сцены как: Б.В.Щукин, А.Г.Коонен, А.А.Орочко, А.Н.Горюнов, И.М.Толчанов. Результатом творческих поездок явились спектакли: «Аристократы», «Оптимистическая трагедия». «Аристократы», любимый спектакль куйбышевского зрителя, за 4 года прошел 200 раз. Работая над «Аристократами» мы ставили своей задачей создать постановку более цельной, просто и доходчиво донести до зрителя основу пьесы – перерождение человека в условиях социалистического государства. Наш коллектив полон горячего желания работать в Чите, центре пограничной области, с честью выполнять большую задачу, возложенную на молодой театр».

Однако так сильно любимый в Куйбышеве, спектакль «Аристократы» не нашел понимания и любви читинских зрителей. В первом сезоне театр показал зрителям одиннадцать спектаклей - шесть из них труппа привезла из Куйбышева, все они были холодно приняты в Чите. Премьеру «Павла Грекова» забайкальская пресса оценила как спектакль среднего уровня, в «Оптимистической трагедии» усмотрели следы ТРАМовской системы. Но уже водевиль «Лев Гурыч Синичкин» читинцы приняли тепло - о нем писали как о спектакле, который получился «живым и интересным». А вот комедию плаща и шпаги «Благочестивая Марта» опять отнесли к неудачам сезона.

В феврале 1940 года состоялась первая «настоящая» премьера театра – спектакль, полностью подготовленный в Чите: «Интервенция» по пьесе Л.И.Славина. Корреспондент «Забайкальского рабочего» В.Владов писал, что премьера прошла успешно: «Впервые за время с открытия театра спектакль идет в хорошем, хотя и несколько громоздком, оформлении. «Интервенция» оставила хорошее впечатление. ЧОДТ показал, что может создавать серьезные художественные произведения советской драматургии». В первом сезоне, который продлился до 18 мая, также поставили «Сады цветут» - этот спектакль по итогам сезона в прессе назвали любимым у читинских зрителей, «яркий, жизнерадостный, полный жизненной правды и непосредственности». Еще об одной постановке писали: «”Сказка”, которая до этого считалась просто оригинальной детской пьесой, стала увлекательным интересным спектаклем для взрослых».

«Труппа небольшая, но обладает неплохим творческим потенциалом», - говорили о новом театре, отмечая противоречивые характеристики коллектива. С такими результатами Читинский областной закрыл свой первый сезон и отправился на гастроли к берегам Амура – в Хабаровск. Гастроли вообще заслуживают особого внимания. Читинская драма посетила за 77 лет более 35 городов России и ближнего зарубежья. Помимо мастерства и обаяния читинских актеров, зрителей всегда привлекал хороший репертуар и оригинальные (порой даже эксклюзивные) постановки. На подмостках читинского драматического театра ставили спектакли талантливые режиссеры, многие из которых оказали впоследствии значительное влияние на театральное искусство России, играли талантливые актеры В.Издеберская, А.Федорова, Л.Кулагин, В.Кнестиков… . На спектаклях читинского театра воспитывались и приобретали любовь к этому прекрасному искусству забайкальцы, звезды российского театра и кино Юрий и Виталий Соломины, Александр Михайлов.

В репертуаре театра всегда была русская и зарубежная классика, современная драматургия. В конце 40-х часто обращались к творчеству украинских авторов. С приходом нового главного режиссера Марка Маламуда: театр сблизился со зрителем, стал с ним советоваться. Творческий подъем ощутили и молодые режиссеры. В это время на сцене появились успешные постановки - «Отелло» Шекспира, «Порт-Артур» А.Степанова и И.Попова, «Бесприданница» А.Островского, «Зыковы» и «Дети солнца» М.Горького.

Одной из самых ярких страниц в истории читинской драмы стали годы Великой Отечественной войны. Театр поддерживал дух горожан, помогал бойцам и финансово, и теплыми вещами. И, конечно, ставил спектакли: за 4 года на сцене не раз прошли «Ключи Берлина» К.Финна и М.Гусса, «Парень из нашего города» К.Симонова, «Надежда Дурова» К.Липскерова и А.Кочеткова. Каждодневный труд без выходных, выезды в госпитали и выступления в воинских частях - и 30 декабря 1944 года пришла телеграмма: «Прошу передать сотрудникам Читинского областного театра, собравшим 75000 рублей в фонд помощи детям фронтовиков и 2500 рублей в Фонд обороны Союза ССР, мой братский привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин».

С самого основания театра больше 4-5 сезонов не продержался ни один главный режиссер. А в середине 60-х вместе с очередным главным ушли и многие артисты – «костяк» труппы распался. Повезло, что чуть раньше приехали молодые и активные режиссеры В.Ильина и С.Мазур. А через некоторое время труппа пополнилась и новыми актерами – театр не «впал в депрессию», жалея себя, а продолжал развиваться. Резко изменил направление читинской драмы возглавивший театр в 1968 году режиссер В.Бухарин. Сделав акцент, прежде всего, на тонких психологических отношениях, он начал диалог на острые злободневные темы. А после постановки спектакля по роману местного писателя В.Балябина «Забайкальцы» о читинском театре заговорили на страницах столичных газет, высоко оценивая его работу.

К большому сожалению читинцев, в 1971 году, после капитального ремонта, сгорело театральное здание. Театр перебрался в новое здание архитектора Э.Рейха со стеклянным фасадом-«занавесом», в котором располагается до сих пор.  

Расцвет театра в 80-е годы прошлого века связан с именами режиссеров вахтанговского направления - А. Я. Славутский,

Е. Ю. Золотарев,

с работами яркого театрального художника А. М. Патракова,

Режиссерский период с 1987 по 1990 гг. принадлежит Е.Золотареву. Это период комедий и спектаклей для детей. Только вот на запланированные заранее гастроли в Кемерово летом 1990 пришлось ехать уже без лидера – в марте главный режиссер погиб. Репертуар и подавленное настроение актеров сыграли свою роль – театр «провалился», после чего его ждал еще один удар – труппу покинули 10 артистов. И в этот печальный момент в Читу приезжает Николай Березин, выпускник ВТУ им. Щукина, успевший уже поработать и в Ленинграде, и в Уфе. Приезжает всего на «пару лет», а остается на 21 год. 3 октября 1990 года Николай Березин становится главным режиссером театра, 15 декабря 1991 берет на себя художественное руководство. При выборе репертуара старается следовать известной триаде Вахтангова «время – автор – коллектив». Из-за бедственного положения театра свой первый сезон Н.Березин закрывает через три месяца после открытия: надо было наработать репертуар, как-то приспособиться к плачевному состоянию техники. Уже в следующем сезоне режиссеру удается сплотить коллектив и выбрать верное направление: четко выявленная гражданская позиция и вместе с тем романтическое мироощущение. Народный артист РФ Николай Березин заботится о новых кадрах: в конце прошлого века с разницей в четыре года актеров выпустила студия при театре, они пополнили труппу, позже получили и высшее театральное образование. В 2009 году закончили учебу студенты студии ВТУ им.Щепкина при Читинском драматическом.  

«Визитная карточка» театра при Николае Березине - образцы высокого романтизма, наполненные любовью, памятью, долгом. Театр под его руководством принимает участие в международных и межрегиональных фестивалях в Благовещенске, Иркутске, Томске. В эти годы спектакль Читинского областного драматического театра «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. Лескову был показан в Москве по приглашению Театра Наций в рамках программы «Лучшие спектакли России» и высоко оценен ведущими театральными критиками столицы. В 1995 году спектакль «Вечер» А. Дударева, проживший в репертуаре более 15 лет, выдвигался на соискание Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. Театр неоднократно становился лауреатом и дипломантом всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, стал обладателем приза «Золотая пальма» Международной ассоциации «Партнерство ради прогресса» (Париж).

Пресса Москвы, Санкт-Петербурга, городов Приморья, Западной Сибири, Республик Белоруссии, Марий Эл и Чувашии, Краснодарского края, в которых побывал театр в эти годы, отмечает современный своеобразный почерк коллектива.

Н. Старосельская «Страстной бульвар, 10»: «…для Н. Березина важнее прочего – четко выявленная гражданская позиция театра, его общественное звучание, откровенно романтическое мироощущение. Многим кажется, что сегодня все эти понятия вышли из моды, стали знаком несовременным, не вполне соответствующим духу резко изменившегося времени, а вот Николай Березин продолжает твердо стоять на своем, словно повторяя афоризм из «Легенды о Тиле»: «Время не бывает подлым, подлыми бывают только люди…». Пожалуй, именно категория времени составляет главный интерес художественного руководителя Читинского театра: в нем ищет Березин логику переходов, в его движении обретает уверенность в преходящести одних и непреходящести других явлений».

Свое 70-летие Читинский драматический театр встретил с хорошим репертуаром, опирающимся на лучшие образцы мировой драматургии, не только классической, но и современной, экспериментальной. В репертуаре театра наряду с Мольером, Гоголем, Островским и Чеховым – А.Володин, А.Вампилов, А. Гельман, Г. Горин и др.. Развлекательное направление не уступает в выборе имен и пьес: рядом с одним из известнейших мировых мюзиклов «Кабаре» Д.Кендера, Д.Мастероффа, Ф.Эбба – блистательная комедия положений М.Задорнова. 

В это время театре активно работают приглашенные режиссеры из разных городов. Под крышей театра объединились актеры разных театральных школ: здесь выпускники театральных училищ городов Иркутска, Новосибирска, Свердловска, вузов Владивостока, Улан-Удэ, Москвы. Сложилась единая, крепкая, стабильная, творческая команда. Ядро театра – его мастера сцены: заслуженные артисты России Алексей Заинчковский, Екатерина Рябова, Любовь Гамова, Сергей Юлин, заслуженные деятели искусств Читинской области Светлана Алферова, Юрий Волков, Наталья Нижегородцева.  Проводятся творческие вечера, концерты, бенефисы, создаются интересные, запоминающиеся сценарии, актеры участвуют в Российском фестивале театральных капустников «Веселая Коза», который традиционно проходит в городах Поволжья. Дипломами фестиваля награждены участники-артисты театра С. Алферова, Н. Нижегородцева, А. Тебеньков, Е. Нимаев, А. Верхотуров. К каждому Новому году в театре придумывают для детей необычные представления, а называют их «Забайкальская елка». Сказочные приключения ее героев случаются в нашем крае. Сочиняли эти сказки более десяти лет не профессиональные драматурги, а актрисы Светлана Алферова и Наталья Нижегородцева. Спектакли по их сценариям с успехом идут на сценах театров других городов. 

Наряду с вечерним репертуаром на сцене театра идут спектакли для юных зрителей – они стали появляться почти с момента основания, с 1940 года. Из-за отсутствия в Чите ТЮЗа, драматический до сих пор берет воспитание подрастающего поколения на себя: театральные уроки, увлекательные экскурсии, спектакли по произведениям школьной программы. Главный праздник юных зрителей – Всероссийская неделя «Театр - детству и юношеству», которая проводится в дни школьных каникул. В 2006-2011 гг. для учеников выпускных классов театр проводил проект «Твой шанс», победитель которого получал льготы при поступлении в вуз. В 2015 году театр стал организатором Первого забайкальского театрального фестиваля спектаклей для подростков «Крылья будущего».

В 2011 году ушел из жизни режиссер, художественный руководитель театра, народный артист России Николай Березин. Художественное руководство взял на себя артист театра, заслуженный артист РФ Сергей Юлин. Финансовый кризис отразился на больших гастролях театра – коллектив больше не имеет возможности ежегодно выезжать в другие города, но по-прежнему не оставляет без внимания районы края, где спектакли забайкальского драматического любят и ждут. Износ сценического оборудования, необходимость в капитальном ремонте здания отражаются на творчестве. 

2016-й год завершился для театра сменой руководства - вернулся в Читу и возглавил театр заслуженный работник культуры РФ Юрий Пояркин, в январе 2017-го коллективу забайкальского драматического представили нового художественного руководителя, московского актера, режиссера Николая Гадомского, выпускника ГИТИСа. Театр оказался в ожидании перемен и нового творческого периода.

15 апреля 2017 года читинские зрители увидели первый спектакль в постановке художественного руководителя - притчу "Я, моя бабушка, Илико и Илларион" по роману Нодара Думбадзе. Спектакль хорошо приняли и на гастролях - в июне коллектив возобновил гастроли и на неделю отправился в г.Улан-Удэ, где кроме премьерного спектакля показал еще три постановки из репертуара. 

Новый 78-й театральный сезон будет открыт 13 октября 2017 года - уже осенью ожидается четыре премьеры: семейный мюзикл "Маугли" Владислава Сташинского, комедия Ж.-Б.Мольера  "Тартюф", литературный спектакль Марии Мартыновой к 100-летию Октябрьской революции по поэзии и прозе Серебряного века "В поисках страны Нигде" и комедия "Авантюристки поневоле" по пьесе Александра Коровкина.